Онлайн займ на карту

Вступивший в действие несколько месяцев назад закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) уже приносит свои первые плоды, однако часть перевозчиков до сих пор уклоняются от приобретения полисов.

За прошедшее с момента вступления закона в юридическую силу время у владельцев компаний-перевозчиков и страховщиков была возможность оценить его эффективность. И хотя не все пошло гладко, но, по мнению большинства страховщиков, закон принес свои положительные плоды. Например, самарский филиал ОСАО «Ингосстрах» уже провел выплаты пассажирам, получившим повреждения различной степени тяжести в результате аварий маршрутных такси. Страховщики отметили доскональную проработку утвержденной законом шкалы расчета компенсации, предусматривающей множество вариантов страховых случаев. Расчет страховых выплат осуществляется согласно принятым нормативам, и страховщик не может от них отступить, но и пострадавшая сторона, в свою очередь, не может потребовать возмещения вреда здоровью большего, чем определено законом.

Казалось бы, новый закон действует на благо и перевозчикам, и пассажирам, и облегчает работу страховых копаний. Однако на дорогах Самарской области до сих пор действует множество перевозчиков, не прошедших процедуру страхования.

В основном, в несоблюдении требований закона замечены небольшие перевозчики, чья деятельность плохо поддается государственному регулированию из-за отсутствия действенных методов контроля. На страхование тратится не более 1 процента из общих расходов грузоперевозчика, однако даже после принятия закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика количество недобросовестных перевозчиков на дорогах Самарской области уменьшилось незначительно. А небольшие компании, чья деятельность оформлена как заказные перевозки, практически не подпадают под влияние нового закона.

Конечно, нельзя все списывать на злой умысел владельцев компаний-перевозчиков. Воплощению закона в жизнь мешает и отсутствие форм документов, необходимых для его исполнения. До сих пор не разработана форма протокола ДТП, что осложняет регистрацию его последствий для нужд страхования. Из-за этого продлеваются сроки возмещения ущерба. Однако, даже при учете всех минусов и недоработок, необходимость закона, регулирующего ответственность перевозчиков в случаях возникновения вреда здоровью и жизни пассажиров, назрела давно. И отказ перевозчика от приобретения полиса ОСГОП в случае аварии не снимает с него ответственности перед пострадавшими пассажирами. Напротив, отсутствие полиса может поставить владельца компании-перевозчика в затруднительную ситуацию, когда он должен будет осуществлять компенсационные выплаты пострадавшим из собственных средств, причем, размер этой компенсации будет соответствовать установленному законом — 2 млн. рублей на человека в случае причинения вреда здоровью, в случае гибели сумма будет еще больше. С этой точки зрения приобретение полисов ОСГОП выглядит более чем выгодным в первую очередь для самих компаний-перевозчиков.

Согласно новому закону, на перевозчика возлагается обязанность предоставить своим пассажирам исчерпывающую информацию о компании, с которой у него заключен договор страхования, включая ее координаты и данные самого договора. В случае возникновения страховой ситуации потерпевший должен обратиться непосредственно в страховую компанию с заявлением о выплате страховой компенсации и документальным подтверждением причиненного вреда здоровью или имуществу. Страховщик после ознакомления с документами должен либо удовлетворить требование пострадавшего, либо предоставить тому обоснованный письменный отказ в срок не более 30 календарных дней с момента получения заявления.

Несмотря на то, что штрафы за отсутствие полисов ОСГОП составляют значительные суммы — до 1 млн. рублей, — недостаточность контроля наличия договоров страхования не позволяет в полной мере применять их на практике, что создает у недобросовестных перевозчиков чувство безнаказанности. Среди экспертов существует мнение, что ситуацию могло бы переломить внесение дополнения в закон, по которому за уклонение от приобретения полиса перевозчик может быть лишен права продолжать деятельность по перевозке людей.

© 2010-2016 Обозрение Тольятти, интернет-газета

Использование материалов этого сайта допускается с обязательной гиперссылкой на источник.