Онлайн займ на карту

Живопись как слово

Самарский художник Станислав Васильевич Федоров был удостоен звания Почетного академика Российской Академии художеств.

Это не первая награда художника. Станислав Васильевич — признанный мастер. С 1971 года состоит в Союзе художников России. Его работы представляются на российских и зарубежных выставках, многие из них были приобретены коллекционерами. В Самаре Федоров заведует кафедрой рисунка, живописи и скульптуры Самарской государственной архитектурно-строительной академии. Был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, а в 2009 году за выдающиеся достижения в творчестве получил из рук президента Российской академии художеств золотую медаль Российской академии художеств. Станислав Васильевич является почетным членом Союза архитекторов России. И еще многое можно сказать о его успехах в творчестве, из чего у читателя, должно быть, сложится впечатление, будто путь Станислава Федорова был устлан розами. Однако это далеко не так.

Федоров родился в Сталинграде, в 1937 году. Детство Станислава Васильевича пришлось на страшные годы Второй Мировой Войны. Его отец погиб на фронте, и жизнь Федорова протекала сначала в детском доме, а затем — по общежитиям. Но трудности не ослабили его тяги к творчеству.

В 1955 году Станислав Васильевич был принят президентом Академии художеств Александром Герасимовым, который, оценив потенциал молодого художника, рекомендовал того для учебы в Ташкентском художественном училище. Это было первым шагом к исполнению мечты. C тех пор и по сегодняшний день Станислав Федоров не перестает неустанно трудиться ради нее, ведь творчество — это не только и не столько дар свыше, сколько желание человека совершенствоваться и добиваться поставленных целей.

Впрочем, увлечение живописью не мешало Федорову оставаться веселым и компанейским парнем. В юности он увлекался боксом и был признанным лидером среди ровесников.

Поступив по окончании училища в Ленинградскую академию художеств, Станислав Васильевич попал в руки Евсея Евсеевича Моисеенко, признанного мастера и тонкого психолога, способного найти лучший способ для развития таланта своих учеников. Для Федорова этим способом стала неограниченная свобода творчества. Евсей Евсеевич освобождал его от формальной части занятий — набросков и эскизов, — оставляя больше времени для развития таланта. Каждый месяц Федоров сдавал учителю готовую картину.

Обучение в Академии было важным моментом в жизни художника, временем, когда формировался не только его взгляд на мир, но и способности выразить свой взгляд через изобразительное искусство. В поисках своего стиля, Станислав Федоров много времени посвятил изучению работ классиков живописи. Благодаря чуткому руководству учителя, Станислав Васильевич нашел свой путь в живописи, с которого не свернул и поныне, несмотря ни на какие изменения в жизни. Человек творчества, он остро, но, в то же время, органично воспринимал все происходящие в мире изменения, обращая их в яркие образы на своих картинах, сохраняя свой неповторимый почерк и неуловимо изменяя манеру письма, повинуясь желанию экспериментировать.

Федоров не терпит застаивания в творчестве, не понимает, как можно остановиться на одном уровне, на одном способе передачи чувств, и не двигаться вперед, и не искать других, когда мир настолько разнообразен. Наличие у художника собственного почерка не оправдывает в его глазах страх перед риском, когда, научившись чему-то одному, творец уже и не пытается постичь разные грани мастерства. Станислав Федоров признается, что ему интересны исключительно те художники, которые постоянно меняются, не стоят на месте. И это понятно, ведь сам он относится именно к такой категории мастеров.

Картины Федорова выполнены во множестве различных жанров и техник, и он не устает искать новые способы самовыражения. Единственное, что не меняется никогда — это отношение художника к его труду, отношение трепетное и нежное, по-настоящему, живое. В конце концов, живопись не может быть воспринята равнодушно, иначе это не живопись вовсе. Станислав Федоров руководствуется в своем творчестве именно этим правилом. «Холодное отношение к искусству не дает результата», — заявляет он.

Большое внимание Станислав Федоров уделяет цветовой гамме своих работ. Он уверен, что цвета воздействуют на эмоциональное состояние людей и могут менять его намного сильнее, чем большинство из нас привыкли думать. И сочетания цветов в его картинах не бывает случайным. Например, многие работы художника конца шестидесятых — начала восьмидесятых годов прошлого века словно пропитаны пастельными молочно-серыми и яркими огненно-рыжими красками, которым, казалось бы, и места нет на одном холсте. Однако Станислав Федоров сумел найти такое сочетание цветов, что каждый штрих на его картинах предопределен и неизбежен. Цветовое настроение картины передает переживания и эмоции художника. Если раньше работы Федорова поражали своей резкостью, остротой, обнаженностью нерва, то поздние его картины намного спокойнее, и в них уже нет столь ярого протеста, нет крика. По словам самого художника, они рождают новую музыку.

Большой интерес у Станислава Федорова всегда вызывала история. Многие его картины посвящены именно этой теме. Он писал батальные сцены с участием Цезаря и Багратиона, Ганнибала и Александра Македонского. Прежде, чем приступить к работе, художник досконально изучает материалы по истории того времени, к которому относится картина, чтобы не допустить нелепых ошибок. Не удивительно, что при таком серьезном подходе к делу, жанровые полотна Федорова привлекли большое внимание, тем более что он оказался первым художником, написавшим Юлия Цезаря и Ганнибала.

Картина «Багратион» была передана в дар основателю Московского музея современного искусства, президенту Российской академии художеств Зурабу Церетели. В марте 2013 года она была представлена на выставке в этом музее.

Но Станислава Федорова интересует не только история Древнего мира и Наполеоновских войн. Среди его работ, немало посвященных будням советских людей. Наше теперь уже прошлое Станислав Васильевич запечатлел на полотнах живо и ярко, отразив в своих картинах и труд кузнецов, и солдатский марш — трудности и чаяния простого народа.

Сейчас большой интерес у Федорова вызывает космическая тематика. Свои рассуждения о тайнах и опасностях, которые таит темная бездна, художник воплощает в серии картин, среди которых, например, полотно, посвященное рождению планеты. Процесс, который сам по себе прекрасен, под кистью Станислава Васильевича обретает новый оттенок и новые формы. Для художника живопись — это его способ общения, возможность передать свои мысли, впечатления и эмоции зрителю.

И посетители российских и международных выставок с неугасающим интересом ждут новых работ Станислава Федорова, заряженных его поразительной любовью к жизни.

© 2010-2016 Обозрение Тольятти, интернет-газета

Использование материалов этого сайта допускается с обязательной гиперссылкой на источник.