Онлайн займ на карту

Перспективы развития легкой промышленности региона

В стратегии развития промышленного производства Самарской области на ближайшие шесть лет большое внимание уделено вопросам легкой промышленности. Несмотря на то, что эта сфера производства на данный момент развита в Самарской области довольно слабо, правительством страны для руководителей всех уровней власти поставлена задача ее расширение, для чего необходимо решить ряд проблем.

Направление на развитие отрасли

Легкая промышленность не входит в число передовых отраслей экономики Самарской области, но эту ситуацию решено в корне изменить с помощью развития производства и привлечения на самарские предприятия инвестиций как из бюджетных, так и внебюджетных источников. Стратегия развития отрасли на федеральном уровне уже разработана и одобрена. На очереди разработка стратегии развития легкой промышленности Самарской области.

Предприятий, представляющих в регионе легкую промышленность, не так много. Основными среди них могут быть названы ОАО «Сызранская швейная фабрика», ЗАО «Обувьпром», ЗАО «Василиса», ООО «Технолайн», ООО «СТФ» и ООО «Трон плюс». На данный момент часть предприятий уже проводят мероприятия по модернизации и реконструкции производства и увеличению объемов продаж. В числе наиболее активных ЗАО «Обувьпром», в планах руководства которого глубокая реструктуризация производства под выпуск детской обуви из натуральных материалов, а также ООО «Технолайн», реализующий введение в эксплуатацию линии по производству нового направления нетканых материалов и напольных покрытий. Однако этих мер для развития отрасли в целом явно недостаточно.

Говоря о задачах, стоящих перед предприятиями легкой промышленности региона, губернатор Самарской области Николай Меркушкин не раз подчеркивал их стратегическую важность для роста производительности и прибыльности, сохранения и повышения конкурентоспособности самарских товаров на современном рынке. Это требует модернизацию устаревшего оборудования, а для этого необходимо привлечение в отрасль финансовых инвестиций.

В числе основных задач для руководителей предприятий легкой и текстильной промышленности глава региона выделил также обеспечение оперативной реакции на требования рынка, незамедлительный отклик на изменение потребностей и предпочтений потенциальных потребителей. Это требует от руководителей максимальной чуткости к колебаниям спроса и экономической ситуации в целом, а значит, высокого уровня знаний и компетентности. То же самое, по словам губернатора, должно касаться и уровня квалификации рядовых сотрудников предприятий, ведь именно от них зависит качество, а следовательно, во многом востребованность товара.

Государственная стратегия развития легкой промышленности диктует предприятиям России и руководителям регионов и областей те же задачи. От первых требуется максимальное усовершенствование и обновление производств, повышение квалификации работников и управляющего персонала и создание товаров, способных выдержать конкуренцию не только отечественных, но и зарубежных аналогов. Вторые должны на законодательном уровне закрепить и обеспечить претворение в жизнь всех необходимых мер для стабильного развития предприятий отрасли. В результате общие усилия предпринимателей и властей должны привести к увеличению объема производства продукции более чем в три раза, продажи ее на экспорт — в четыре раза к 2020 году.  Столь радикальные меры со стороны федеральных властей вызваны тем, что на сегодняшний день доля российских товаров на рынке легкой промышленности страны составляет всего четверть от общего объема.

Пути решения проблем

С целью изыскания способов развития легкой промышленности в Самарской области в ноябре прошло специальное совещание губернской думы под председательством Александра Дроботова. На совещании, кроме депутатов, присутствовали члены регионального правительства, представители главного управления организации торгов области, а также предприниматели. Основу деятельности предприятий легкой промышленности Самарской области составляют государственные заказы на пошив униформы для различных государственных учреждений, школьной формы и тому подобное. Эта система во многом помогала фабрикам области держаться на плаву даже в самые непростые времена, однако у нее есть существенный недостаток — коррупция и связанные с этим закупки некачественной продукции государственными учреждениями.

Пресечь многие факты мошенничества и подтасовок при проведении тендеров может замена существующего закона о государственных закупках законом о контрактной системе выполнения государственных заказов. Изменение процедуры выполнения госзаказов должно обеспечить максимальную прозрачность денежных операций и строгий контроль качества товара. По словам заместителя руководителя регионального управления организации торгов Василия Пугина, новая система позволит отслеживать эффективность проведения и качество каждого заказа.

В частности, предусмотрен контроль ценовой политики участников торгов, что не должно позволить им занижать цены за счет использования низкокачественного материала или устаревших технологий. Еще одним рычагом давления на недобросовестных руководителей должна стать предусмотренная в новом законе возможность одностороннего расторжения договора на оказание услуг в случае несоответствия качества товара заявленным нормам. В связи с этим Василий Пугин упомянул ситуацию, произошедшую недавно на станции скорой медицинской помощи Тольятти. Тогда доставленная медикам так безобразно, что те отказались надевать ее.

Причиной же низкого качества спецодежды оказалось в итоге то, что, выбирая исполнителя, заказчик руководствовался в первую очередь низкой ценой.   К Василию Пугину присоединились руководители предприятий, присутствовавшие на обсуждении. Они заявили, что в последнее время с рынка их вытеснили федеральные сети, а на торгах никаких шансов на победу не оставляют спекулянты, предлагающие заведомо заниженную стоимость контрактов. Также они посетовали на недостаточность квалифицированных кадров. Зарплата в данной сфере невысока, и в последнее время продолжается сокращение числа работников во всех подотраслях легкой промышленности.

В целях повышения эффективности труда и увеличения занятости населения в сфере легкой промышленности региональным министерством труда была разработана специальная целевая программа на ближайшие шесть лет. Однако представитель регионального министерства образования Татьяна Овсянникова резонно заметила на это, что главной причиной оттока людей из отрасли является низкая заработная плата, в среднем не превышающая 10 000 рублей. Она заявила, что помимо разъяснительной работы со школьниками, которую проводят все предприятия области, их руководители должны всерьез озаботиться созданием комфортных условий труда и обеспечением достойной заработной платы своим работникам.

Это лучше любых объяснений и обещаний привлечет сегодняшних учеников в сферу легкой промышленности, уверена Татьяна Овсянникова. Возможности для осуществления технического переоснащения предприятий, их развития предложил руководитель департамента предпринимательства министерства экономического развития области Евгений Борисов. Он рассказал собравшимся предпринимателям о существующих в области программах поддержки малого бизнеса и предложил воспользоваться предоставляемыми ими возможностями.

В ответ на это руководители предприятий заметили, что многие из производств не попадают в спектр действия целевых программ, поскольку не могут считаться предприятиями малого бизнеса, а следовательно, не могут претендовать на участие в государственных программах. Выработанные на совещании предложения по развитию сферы легкой промышленности в регионе были переданы в Правительство РФ с целью разработки механизма субсидирования проектов на федеральном уровне.

© 2010-2016 Обозрение Тольятти, интернет-газета

Использование материалов этого сайта допускается с обязательной гиперссылкой на источник.