Онлайн займ на карту

Высокое качество работы службы финансового контроля Самарской области было отмечено во время заседания кабинета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

Оперативность и результативность деятельности ведомства в сфере отслеживания распределения и использования бюджетных средств была поставлена в пример контролирующим органам других регионов.

Признание достижений ведомства на государственном уровне

Во многом нынешняя система финансового контроля сложилась в Самарской области под влиянием бюджетной политики, последовательно проводимой в течение последних лет главой региона. Недаром государственная комиссия отметила высокие достижения ведомства в отношении сбережения и надзора за целевым использованием бюджетных средств. О том, как ведомству удается достигать таких результатов работы, рассказала руководитель региональной службы финансового контроля Ольга Михеева.

Она отметила, что опыт организации надзорной деятельности ведомства не только был отмечен на федеральном уровне, но и заинтересовал коллег из других регионов России. Уровень организации регионального финансового контроля Самарской области на данный момент сравним с работой аналогичных ведомств таких развитых субъектов РФ, как Москва и Санкт-Петербург. Это было отмечено, в том числе, и самими представителями контролирующих служб этих городов после презентации результатов работы ведомства на всероссийском семинаре. Ценность признания достижений службы ценна тем, что московскому ведомству она уступает и возрастом, и опытом. Однако это лишь доказывает продуманность и эффективность организации работы самарского ведомства.

После окончания семинара из Москвы поступило предложение сделать Самару местом проведения общероссийского форума, посвященного деятельности финансового контроля. Ольга Михеева сообщила о том, что предложение уже направлено губернатору области, и выразила надежду на его поддержку в этом вопросе. Также чиновница рассказала о существующей традиции обмена опытом между самарской службой финансового контроля и ведомствами других регионов страны. Она упомянула, в частности, недавно прошедшую встречу с представителями оренбургской службы. Кроме того, ведомство получило несколько предложений из других регионов. Проведение всероссийского форума, по мнению Ольги Михеевой, может облегчить общение и взаимодействие между представителями служб финансового контроля субъектов РФ и позволить им наиболее полно ознакомиться с достижениями и методами работы своих коллег.

Передовой опыт финансового контроля  

Еще одним важным для ведомства мероприятием стало участие его представителей на расширенном выездном заседании, прошедшем в конце прошлого месяца, где был заслушан доклад на тему опыта внедрения механизма риск-ориентированного планирования контрольной деятельности, введение которого в Самарской области предвосхитило общероссийскую тенденцию. В связи с тем, что Самарская область за время эксплуатации данной схемы уже выявила многие ее достоинства и недостатки в практической деятельности, опыт ведомства приобретает большую ценность для тех регионов России, где к внедрению данного механизма контроля только планируют приступать.

Суть риск-ориентированного контроля заключается в организации максимально требовательного и четкого отслеживания распределения и использования выделенных из бюджета средств. Его введение в Самарской области было предопределено необходимостью повышения эффективности бюджетных расходов, о чем упоминали в своих прошлогодних посланиях и президент страны, и губернатор. Однако тщательный контроль не должен превращаться в преследование участников финансового процесса и ни в коей мере не должен осложнять для них проведение необходимых работ необходимостью составлять бесконечные отчеты и принимать нескончаемые проверки надзорных органов. Его проведение должно быть направлено, в первую очередь, на оптимизацию расхода бюджетных средств, но никак не на создание преград для получателей субсидий.

Для того чтобы работа ведомства в рамках данной схемы была предельно результативна и причиняла субъектам процесса как можно меньше беспокойства необходимо составление четкого плана проведения проверок с учетом вида деятельности организаций, степени подверженности риску мошеннических операций в различных сферах, а также с учетом возможности предупреждения вероятных нарушений на начальной стадии. Важной частью работы службы финансового контроля при этом становится осуществление профилактической деятельности по пресечению возможных нарушений еще до того, как они произошли. Для того чтобы организовать слаженную систему работы ведомства пришлось преодолеть длинный путь.

Первоочередной задачей при введении системы риск-ориентированного планирования стало создание четкой схемы финансового контроля за расходованием бюджетных средств по областям применения. Для этого был проведен детальный анализ всех расходов бюджета области по сферам и составление оптимизированных норм с учетом реальных затрат, необходимых для проведения тех или иных работ. Это позволило установить более жесткий контроль лавирования стоимости работ, заявляемой со стороны получателей средств, и предотвратить завышение реальных расходов. Особое внимание со стороны надзорного органа уделяется тем сферам, в которых традиционно высок процент нарушений расходования полученных из казны средств.

В результате, работа ведомства, четко структурированная по направлениям и ориентированная на контроль наиболее проблемных зон, приобретает более высокую эффективность. Результаты самарской службы финансового контроля в этой области заинтересовали многих коллег по ведомству из других регионов именно тем, как организована в ней экспертная сторона надзорной деятельности. Так как выявление приоритетных направлений работы позволяет добиваться сотрудникам ведомства значительных успехов в предотвращении нарушений использования бюджетных средств.

Ощутимый эффект

Статистика результатов работы службы за последние два года убедительно свидетельствует в пользу избранного метода осуществления надзорной деятельности. В ходе проведения предварительного контроля за 2012 год было осуществлено более 1700 проверок общей суммой свыше 66 млрд. рублей. По подозрению в несоответствии заявленных смет реально понесенным расходам было заморожено субсидирование ряда проектов.

Экономия областного бюджета за счет этих мер достигла 650 млн. рублей.  В 2013 году было обнаружено завышение стоимости финансируемых областным бюджетом работ более чем на 1 млрд. рублей. Такая же сумма с помощью специалистов ведомства была сэкономлена органами власти региона. Свыше 10 млрд. рублей в текущем году могли быть утеряны областью в связи с завышением суммы бюджетных расходов, но работники службы финансового контроля воспрепятствовали этому. Ольга Михеева подчеркнула важность работы ведомства в отношении сохранения бюджетных средств за счет изыскания способов понижения расходов.

Все сэкономленные таким образом средства могут быть перераспределены с большей эффективностью для решения насущных нужд жителей региона, в том числе развитие городской инфраструктуры, обеспечение социальных льгот и гарантий. Также она отметила влияние, которое финансовый контроль оказывает на уровень качества финансируемых областью проектов. По ее словам, оптимизация расходования бюджетных средств часто позволяет субсидируемым организациям осуществлять закупку лучших материалов и в больших количествах, чем планировалось ранее.

Предотвращение нарушений как основное направление работы

Служба финансового контроля Самарской области в последние два года сумела предотвратить нецелевую растрату бюджетных средств во многом благодаря тому, что первоочередным направлением ее деятельности является предупреждение возможных нарушений, подчеркнула Ольга Михеева. Но даже при условии успешного пресечения нарушений ответственным лицам, допустившим в планировании расходов бюджетных средств просчеты — случайные или намеренные, — придется отвечать за свои ошибки. В самых вопиющих случаях чиновники могут поплатиться своими должностями и даже правом заниматься государственной деятельностью.  Однако карательные меры не являются приоритетной задачей работы службы финансового контроля.

Главная цель сотрудников ведомства состоит в том, чтобы не просто предотвращать растраты бюджетных средств, но и выявлять причины, по которым они стали возможными, чтобы не допустить повторения подобных ситуаций в будущем. В частности, ведомство выступило с инициативой прекращения бюджетного страхования проектных и строительных работ. На эти цели из казны региона ежегодно выделяются значительные суммы, однако страховых случаев, подлежащих компенсации, нет, соответственно, деньги расходуются впустую.

Кроме того, службой финансового контроля предложено составление четких нормативов в строительной и ремонтной сферах, а также в сфере оснащения социальных объектов. Это должно привести к снижению числа случаев завышения цен на работы в этих областях. Особое внимание в ведомстве уделяется составлению сметной документации в капитальном строительстве, где традиционно высок процент завышения стоимости и самих работ, и  применяемых для этого материалов.

Создание механизма предварительного отбора поставщиков материалов, с точки зрения сотрудников ведомства, также должно облегчить решение проблем в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Все предложения службы финансового контроля были одобрены губернатором области и на данный момент находятся на стадии реализации в соответствующих региональных министерствах. Кроме того, ведомством были сформулированы и представлены всем органам власти региона единые требования к оформлению бюджетных расходов, которые направлены на предотвращение превышения стоимости содержания бюрократического аппарата, а также активизацию процессов реализации решений в области расходования средств. За нарушение данного предписания чиновникам будут грозить административные взыскания.

С помощью применения общих требований к обоснованию бюджетных расходов их удалось значительно сократить. Высокие результаты деятельности службы финансового контроля Самарской области стали плодом долгой и упорной работы ее сотрудников. Изучая опыт иностранных коллег, примеряя различные модели работы к условиям региона, специалисты финансового контроля сумели найти тот путь, который наиболее подходит именно Самарской области. Задачей ведомства на сегодняшний день является в первую очередь не карательная деятельность в отношении нарушителей, а предотвращение нарушений в области расходования бюджетных средств как таковых. Кроме того, служба финансового контроля принимает активное участие в формировании наиболее приемлемых для региональной казны и жителей региона схем и направлений расходования средств, по сути являясь катализатором эффективного перераспределения денежных ресурсов области.

© 2010-2016 Обозрение Тольятти, интернет-газета

Использование материалов этого сайта допускается с обязательной гиперссылкой на источник.