Онлайн займ на карту

Перспективы и задачи самарского машиностроения

Одной из ведущих отраслей народного хозяйства Самарской области является машиностроительный комплекс. На данный момент продукция машиностроительных предприятий составляет более половины общего объема производства в регионе. Основными требованиями для успешного развития этой сферы хозяйства являются привлечение инвестиций и техническое перевооружение предприятий за счет применения новейших технологий машиностроения.

Как сообщает министерство промышленности Самарской области, по данным за 2012 год машиностроительные предприятия региона выпустили продукции общей стоимостью свыше 400 млрд. рублей, что составляет практически половину общего производства в области. Ими были произведены перечисления в бюджеты всех уровней в объеме 13% от общих поступлений, а также обеспечено 19% доходной части бюджета Самарской области.

Губернатор Самарской области Николай Меркушкин подчеркнул важное место, которое занимает машиностроительный комплекс в экономике региона. Около 17% работающего населения области заняты именно в машиностроении. Самыми перспективными и прибыльными в Самарской области являются отрасли автомобилестроения и конструирования космических аппаратов. Их продукция хорошо известна не только в России, но и за рубежом и традиционно пользуется широким спросом на рынке.

Ракеты-носители, построенные в Самаре, обеспечивают запуск трети всех космических аппаратов в мире. Самарские ракетные двигатели уже более 50 лет используются в российской пилотируемой космонавтике. А в октябре этого года самарский РКЦ «ЦСКБ-ПРОГРЕСС» поставит на космодром «Байконур» новую ракету «Союз 2-1в», испытание которой пройдет в ближайшие месяцы. В начале октября 2013 года была запущена еще одна уникальная разработка самарских конструкторов — космический аппарат «Ресурс-П». В течение двух следующих лет планируется ввести в действие еще два подобных аппарата.

В плане автомобилестроения можно отметить особые достижения Тольятти. К 2015 году на заводе АВТОВАЗ планируется произвести свыше 1 млн. автомобилей, более половины из которых — Lada. На сегодняшний день АВТОВАЗ принимает активное участие в работе более 200 различных предприятий, снабжая их заказами более чем на 60 млрд. рублей.

Другой промышленный гигант российского масштаба — это сызранский «Тяжмаш». Кроме того, что «Тяжмаш» обеспечивает работу космодромов и ракетных войск, большинство ТЭС, работающих за счет твердого топлива, используют продукцию этого предприятия. В числе потребителей продукции ОАО «Тяжмаш» химические заводы, горно-обогатительные комбинаты, гидро- и атомные электростанции как на территории России, так и заграницей.

Значительную долю в машиностроительном комплексе Самарской области занимает производство подшипников, бурового, электротехнического оборудования и электрических машин.

Но, несмотря на достижения самарского машиностроения, в этой области немало острых проблем, требующих незамедлительного решения. Многие из них стали следствием вступления России в ВТО, что потребует от машиностроительных предприятий области во многом пересмотреть свою работу на рынке.

В условиях ВТО самарским предприятиям, а автомобилестроительным прежде всего, придется столкнуться с жесткой конкуренцией и отстоять свое место на рынке, как российском, так и зарубежном. Это подтолкнуло автомобилестроителей области к более плотному сотрудничеству с иностранными компаниями. Так, например, ОАО «АВТОВАЗ» еще в 2012 году начало активную подготовку совместного производства с Renault–Nissan. Выпуск автомобилей на заводе осуществляется теперь по трем основным направлениям: автомобили действующего модельного ряда, автомобили марки «Калина» и автомобили на платформе В0. В развитие нововведений на заводе в период с 2012 по 2020 годы заложено почти 200 млрд. рублей.

Неблагоприятная экономическая ситуация в России и мире, конечно, скажется на воплощении этих планов в жизнь. Уже сейчас, по неполным данным за 2013 год, можно сказать, что спрос на автомобили Lada снизился по сравнению с тем же периодом 2012 года. Однако, несмотря на это, Lada удерживает место лидера продаж по региону. Более того, в семействе Lada произошло пополнение: летом на рынок вышел новый автомобиль Lada Kalina New.

Для оборонно-промышленного комплекса Самарской области способом избежать резкого падения спроса и изменения структуры рынка из-за вступления России в ВТО могут стать федеральные целевые программы, которые позволят поддержать объем выпускаемой продукции на прежнем уровне. Госзаказ для предприятий оборонной сферы, как в области, так и в России в целом, остается гарантом их стабильного развития. Еще в 2011 году субсидирование самарских предприятий по федеральным целевым программам превысило 20 млрд. рублей, в 2012 — 25 млрд. рублей.

Первостепенной задачей для развития машиностроения в области является обновление технологий производства и установка новейшего оборудования взамен устаревшего. Николай Меркушкин отметил, что на инновационное развитие машиностроения направлены силы государственной и региональной власти.
Образцом проведения инновационных изменений в машиностроении служит ОАО «Кузнецов».

Предприятие, основным видом деятельности которого является конструирование и производство авиационных и ракетных двигателей, получит на развитие производства порядка 17 млрд. рублей. Николай Меркушкин отметил также богатые перспективы развития авиастроения и особо выделил быстрые темпы обновления производства на АВТОВАЗе. Губернатор выразил уверенность в том, что благодаря иностранным капиталовложениям завод вскоре сможет выйти на мировой рынок как конкурентоспособное предприятие. На модернизацию производства АВТОВАЗа в ближайшие годы планируется направить около 180 млрд. рублей.

Машиностроение России на данный момент очень привлекательно для зарубежных инвесторов. 15 из 43 заявленных в стране в первом квартале текущего года масштабных инвестиционных проектов относятся именно к этой отрасли производства. В Самарской области приток иностранных инвестиционных средств в последнее время резко увеличился: Renault – Nissan приобрел контрольный пакет акций ОАО «АВТОВАЗ», Schneider Electric выкупила завод «Электрощит», а в конце сентября немецкая компания Robert Bosch GmbH приступила к строительству производственных цехов нового завода, который обеспечит область более чем 700 рабочих мест.

© 2010-2016 Обозрение Тольятти, интернет-газета

Использование материалов этого сайта допускается с обязательной гиперссылкой на источник.